Один раз в четыре года проходят Олимпийские игры - так называются спортивные соревнования, в которых участвуют самые лучшие спортсмены из разных стран мира. Каждый из них мечтает стать олимпийским чемпионом и получить в награду медаль - золотую, серебряную или бронзовую. На олимпийские соревнования 2016 года в бразильский город Рио-де-Жанейро приехали почти 11 тысяч спортсменов из более 200 стран мира.
Хотя в этих спортивных играх участвуют в основном взрослые, однако некоторые виды спорта, а также история Олимпийских игр для детей тоже могут быть очень увлекательными. И, наверное, и детям, и взрослым интересно было бы узнать, когда же появились Олимпийские игры, как они получили такое название, а также какие виды спортивных упражнений были на самых первых состязаниях. Кроме того, узнаем, как проходят современные Олимпийские игры, и что означает их эмблема - пять разноцветных колец.
История возникновения Олимпийских игр
Родина Олимпийских игр - это Древняя Греция. Самые первые исторические записи о древних Олимпийских играх были найдены на греческих колоннах из мрамора, где была выгравирована дата - 776 год до н.э. Однако известно, что спортивные состязания в Греции проходили намного раньше этой даты. Поэтому история Олимпиады насчитывает уже около 2800 лет, а это, согласитесь, довольно много.
А знаете ли вы, кто, согласно истории, стал одним из первых олимпийских чемпионов? - это был обычный повар Корибос из города Элида , имя которого до сих пор выгравировано на одной из тех мраморных колонн.
История Олимпийских игр уходит корнями в древний город - Олимпию, откуда и возникло название этого спортивного праздника. Это поселение находится в очень красивом месте - возле горы Кронос и на берегу реки Алфей, и именно здесь с древних времен и до наших дней происходит церемония зажигания факела с олимпийским огнем, который потом передают по эстафете до города проведения Олимпийских игр.
Можно попробовать найти это место на карте мира или в атласе и заодно проверить себя - смогу ли я найти сначала Грецию, а затем Олимпию?
История Олимпийских игр (кратко, за 3 минуты!)
Как проходили Олимпийские игры в древности?
Сначала в спортивных соревнованиях принимали участие только местные жители, но потом это настолько всем понравилось, что сюда стали приезжать люди со всей Греции и подчиненных ей городов, аж от самого Черного моря. Добирались люди кто как мог - кто-то ехал верхом на лошади, у кого-то была повозка, но больше всего людей на праздник шли пешком. Стадионы всегда были переполнены зрителями - всем очень хотелось своими глазами увидеть спортивные соревнования.
Интересно еще и то, что в те дни, когда в Древней Греции собирались проводить олимпийские состязания, по всем городам объявлялось перемирие и примерно на месяц прекращались все войны. Для обычных людей это было спокойное мирное время, когда можно было отдохнуть от повседневных дел и повеселиться.
Целых 10 месяцев спортсмены тренировались у себя дома, а затем еще месяц в Олимпии, где опытные тренеры помогали им как можно лучше подготовиться к соревнованиям. В начале спортивных игр все приносили клятвы, участники - что будут соревноваться честно, а судьи - судить справедливо. Затем начинались сами соревнования, которые длились 5 дней. Начало Олимпийских игр объявлялось при помощи серебряной трубы, в которую трубили несколько раз, приглашая всех собраться на стадионе.
Какие же виды спорта были на Олимпийских играх в древние времена?
Это были:
- состязания в беге;
- борьба;
- прыжки в длину;
- метание копья и диска;
- рукопашный бой;
- гонки на колесницах.
Самым лучшим спортсменам вручали награду – лавровый венок или оливковую ветку, чемпионы торжественно возвращались в родной город и до конца своей жизни считались уважаемыми людьми. В их честь устраивались банкеты, и скульпторы делали для них мраморные статуи.
К сожалению, в 394 году уже нашей эры проведение Олимпийских игр было запрещено римским императором, которому такие соревнования очень не понравились.
Олимпийские игры наших дней
Первые Олимпийские игры современности состоялись в 1896 году, в стране-родоначальнице этих игр - Греции. Можно даже посчитать, насколько долгим был перерыв - от 394 года до 1896 года (получается 1502 года). И вот спустя столько лет в наше время зарождение Олимпийских игр стало возможным благодаря одному известному французскому барону, его звали Пьер де Кубертен.
Пьер де Кубертен - основоположник современных Олимпийских игр.
Этот человек очень хотел, чтобы как можно больше людей занимались спортом и предложил снова возобновить проведение Олимпийских игр. С тех пор раз в четыре года проводятся спортивные игры, с максимальным сохранением традиций древних времен. Но теперь Олимпийские игры стали делиться на зимние и летние, которые чередуются друг с другом.
Олимпийские игры: история, символика, как все зародилось и как дошло до зимней России
Олимпийские игры – картинки
Традиции и символика Олимпийских игр
Олимпийские кольца
Наверное, каждый из нас видел эмблему Олимпиады - переплетенные цветные кольца. Их выбрали не просто так - каждое из пяти колец означает один из континентов:
- кольцо синего цвета - символ Европы,
- черный - Африки,
- красный - Америки,
- желтый - Азии,
- зеленое кольцо - это символ Австралии.
А то, что кольца переплетаются между собой, означает единство и дружбу людей на всех этих континентах, несмотря на разный цвет кожи.
Олимпийский флаг
Официальным флагом Олимпийских игр был выбран белый флаг с олимпийской эмблемой. Белый цвет – это символ мира во время олимпийских соревнований, так же, как и во времена Древней Греции. На каждой Олимпиаде флаг используют при открытии и закрытии спортивных игр, а затем передают тому городу, в котором через четыре года состоится следующая Олимпиада.
Олимпийский огонь
Еще в древности возникла традиция зажигать огонь во время проведения Олимпийских игр, сохранилась она и до наших дней. За церемонией зажигания Олимпийского огня наблюдать очень интересно, это напоминает древнегреческую театральную постановку.
Все начинается в Олимпии еще за несколько месяцев до начала соревнований. Например, огонь для бразильских Олимпийских игр был зажжен в Греции еще в апреле этого года.
В греческой Олимпии собираются одиннадцать девушек, одетых в длинные белые платья, какие были раньше в Древней Греции, затем одна из них берет зеркало и с помощью солнечных лучей зажигает специально приготовленный факел. Это и есть тот огонь, который будет гореть на протяжении всего периода олимпийских соревнований.
После того, как факел загорится, его передают одному из лучших спортсменов, который дальше понесет его сначала по городам Греции, а затем доставит в ту страну, в которой будут проходить Олимпийские игры. Дальше эстафета огня проходит по городам страны и, наконец, прибывает на место, где будут проводиться спортивные соревнования.
На стадионе устанавливают большую чашу и зажигают в ней огонь тем факелом, который прибыл из далекой Греции. Огонь в чаше будет гореть до тех пор, пока не закончатся все спортивные состязания, затем он гаснет, и это символизирует окончание Олимпийских игр.
Церемония открытия и закрытия Олимпиады
Это всегда яркое и красочное зрелище. Каждая страна, принимающая Олимпийские игры, старается превзойти предыдущую в этом компоненте, не жалея на представление ни сил, ни средств. Для постановки применяются последние достижения науки и техники, инновационные технологии и разработки. Кроме того, задействуется большое количество людей – волонтеров. Приглашаются самые известные люди страны: артисты, композиторы, спортсмены и др.
Награждение победителей и призеров
Когда были первые Олимпийские игры, победители в качестве награды получали лавровый венок. Однако современные чемпионы награждаются уже не лавровыми венками, а медалями: первое место - золотая медаль, второе место - серебряная, и третье - бронзовая.
Наблюдать за соревнованиями очень интересно, но еще интереснее увидеть, как награждают чемпионов. Победители выходят на специальный пьедестал с тремя ступеньками, согласно занятым местам, им вручают медали и поднимают флаги тех стран, откуда приехали эти спортсмены.
Вот и вся история Олимпийских игр, для детей, думается, будет интересна и полезна выше изложенная информация. Дополнить свой рассказ вы можете презентацией об Олимпийских играх.
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
" Нет другой звезды благороднее солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, - Олимпийские игры», - писал в V веке до н. э. Пиндар, один из великих поэтов Древней Эллады, посвящавший свои оды победителям этих замечательных состязаний. Традиции древних Олимпиад живут и в наши дни, а их история уходит в глубь столетий, в ту эпоху, когда на Балканском полуострове, побережье Малой Азии и островах Эгейского моря появились первые рабовладельческие города-государства Древней Греции. Датой рождения Олимпийских игр принято считать 776 год до н. э., с которого стали записывать имена атлетов, одержавших победу на состязаниях. Игры продолжались двенадцать столетий - на протяжении всей истории античного мира - и в последний раз состоялись в 393 году н. э.
Греческие мифы часто приписывают честь основания Олимпийских игр Гераклу, сыну бога-громовержца Зевса и фиванской царицы Алкмены. Один из его двенадцати подвигов - очистка необычайно грязных скотных дворов элидского царя Авгия - послужил своеобразным прологом Олимпийского фестиваля. Царь обещал герою за его труды десятую часть своих стад - триста прекрасных белых быков. Геракл за один день очистил «Авгиевы конюшни», прокопав канал, по которому воды реки Алфей хлынули на скотные дворы и унесли всю грязь. Однако, когда он потребовал награды, царь отказался исполнить свое обещание. Спустя несколько лет могучий герой отомстил коварному царю: пришел с войском и в кровавой битве убил Авгия. В память об этой победе Геракл принес щедрые жертвы Зевсу и решил, что раз в четыре года в долине Алфея будут проходить общегреческие атлетические состяза
ния. Подобно высокой горе на севере Греции, где, по легендам, обитали бессмертные боги, один из холмов, окружавших долину, назывался Олимп Элидский (по городу Элида, расположенному в 56 километрах от места победы Геракла над Авгием). Поэтому игры получили название Олимпийских.
На время Олимпийских игр во всем эллинском мире объявлялось «священное перемирие», которое соблюдалось в течение трех месяцев. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появляться на территории Олимпии с оружием. Город, виновный в нарушении перемирия, облагали высоким штрафом, а его атлетов лишали права выступать на состязаниях. Руководили играми жители города Элида. Из их числа по жребию в год Олимпийских игр избирали десять судей - элланодиков, которым принадлежала верховная власть над всеми атлетами, их тренерами и многочисленными зрителями, прибывшими в Олимпию. К участию в играх допускали только свободных греческих граждан. Те, кто совершил убийство или опозорил себя трусостью в бою, высказывал презрительное отношение к эллинским богам или за деньги объявлял себя гражданином чужого города, а также чужеземцы и рабы выступать в Олимпии не могли. В силу какого-то странного суеверия, под страхом смертной казни в Олимпии запрещалось появляться замужним женщинам.
В центральной части Олимпии находился священный округ - Альтис (что по-гречески означает «роща»), утопавший в зелени оливковых рощ, стройных пиний и платанов. Здесь, окруженные стеной из белого камня, располагались величественный храм Зевса Олимпийского, построенный архитектором Либоном в V веке до н. э. храм богини Геры и небольшие здания-сокровищницы с дарами крупнейших греческих городов, алтарь для жертвоприношений и многочисленные мраморные и бронзовые статуи атлетов-победителей. В храме Зевса зрителей привлекала знаменитая скульптура бога-громовержца, исполненная величайшим афинским мастером Фидием из золота и слоновой кости и причисленная к семи чудесам света.
Если на заре Олимпийских игр их участниками были только атлеты из близлежащих городов Пелопоннеса, то уже во второй половине VIII века до н. э. в долине Алфея появились представители всех эллинских городов, а в VII веке до н. э. к ним присоединились и атлеты из городов-колоний, основанных древнегреческими купцами и мореходами на берегах Средиземного и Черного морей. Постепенно менялась не только география игр, но и их спортивная программа. На первых играх, с 776 по 728 год до н. э., она ограничивалась лишь одним видом атлетики - бегом на короткую дистанцию, которую греки называли «стадий» (от него происходит слово «стадион», вошедшее во все языки мира). Позднее в программу состя заний вошли бег на среднюю и длинную дистанции, борьба, кулачный бой, классическое пятиборье - пентатлон, панкратий - соревнование, напоминавшее рукопашную схватку, бег в тяжелых воинских доспехах, скачка на лошадях, гонка колесниц, а также состязания «безбородых» - мальчиков и юношей, которые выступали отдельно от взрослых.
К V веку до н. э. окончательно сложился календарь древних Олимпиад. Они происходили в високосный год, во второе или третье полнолуние после летнего солнцестояния (что соответствует июлю или августу), и продолжались пять дней, из которых первый и последний бы ли посвящены торжественным церемониям, а три дня занимали выступления атлетов и конные состязания.
Время наибольшей славы Олимпийских игр, охватывающее VI-V века до н. э., неразрывно связано с эпохой расцвета рабовладельческих городов-государств Древней Греции, периодом высочайших достижений эллинской науки, культуры и искусства. Сама жизнь, полная войн и опасностей, требовала от каждого свободного гражданина готовности в любой момент выступить на защиту своего города с оружием в руках. Вес доспехов тяжеловооруженных воинов-гоплитов превышал 30 килограммов. Бегать в них и сражаться могли лишь физически сильные, хорошо тренированные и закаленные воины. И эти качества достигались постоянными атлетическими упражнениями, которые сопровождали всю жизнь эллинов с детских лет до преклонного возраста. В Древних Афинах человека с нетренированным телом считали таким же необразованным, как не умеющего читать. В Спарте юноша, не прошедший обязательной для каждого гражданина военно-физической тренировки, отличавшейся необычайной суровостью, не мог пользоваться правами и привилегиями истинного спартанца. Философ Платон считал хромым человека, у которого тело и душа развиты неодинаково, а выдающийся политический деятель Афин Перикл , стоявший во главе города в период его «золотого века», с гордостью говорил:
«Все наше государство - это школа Эллады, и каждый гражданин у нас может быть способен к самым разнообразным видам деятельности, обладая изящным и ловким телом».
Так в сознании эллинов сложился идеал разносторонне развитой личности, в которой красота тела гармонически сочетается с духовным богатством и нравственным величием. «Прекрасным и доблестным» называли философы Древней Греции человека, соединявшего в себе силу атлета, мужество воина и высокие этические качества гражданина. Средство достижения этого идеала греки видели в гимнастическом воспитании, а своеобразным экзаменом для эллинских юношей стали общегреческие состязания, и в первую очередь самые знаменитые среди них - Олимпийские игры.
Победители Олимпиад считались «лучшими из людей», их провозглашали «равными богам», избирали на высшие государственные должности, предоставляли почетные места в театрах и на стадионах, освобождали от налогов, порой до конца жизни их кормили за общественный счет. Самые прославленные скульпторы Древней Эллады - Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, Лисипп - создавали мраморные и бронзовые статуи победителей, которые стояли как на площади их родного города, так и в Олимпии, у храма Зевса. Сцены упражнений и соревнований атлетов - любимый сюжет греческих художников, украшавших краснофигурными росписями великолепные вазы и чаши. Эти живые и выразитель ные изображения, исполненные двадцать пять веков тому назад, воссоздают картину древних Олимпийских игр.
Один из лучших мастеров краснофигурной вазописи, Евфроний, работавший в Афинах в конце VI века до н. э., запечатлел на своем кратере (так греки называли сосуд, в котором во время пиршеств смешивали вино с водой) юно шей в гимнастической школе, где обычно проводили свои тренировки и атлеты, желающие защищать честь родного города в Олимпии. Безупречно точным рисунком художник передал красивые и стройные фигуры атлетов, один из которых стоит, опираясь на голову мальчика-раба, другой, сняв одежды, капает себе на ладонь оливковое масло, чтобы натереть им кожу и тем самым спастись от солнечных ожогов, а также затруднить действия соперника во время борьбы. Третий юноша аккуратно складывает плащ - гиматий.
Атлеты Древней Греции и во время упражнений, и на Олимпийских играх в присутствии десятков тысяч зрителей выступали без одежды. Этот обычай появился еще на заре Олимпиад, когда один из бегунов потерял набедренную повязку, но первым пришел к финишу. С тех пор юноши без всякого смущения выходили на поле стадиона обнаженными, а эллины восхищались их мужественной красотой, благородной осанкой, загаром, который у греков считался показателем здоровья, и совершенной пластикой движений.
На чаше для вина - килике, сделанном во второй половине V века до н. э., мы видим атлетов после завершения ежедневной тренировки. Юноши счищают со своего тела крупные комья песка и грязи бронзовым скребком - стригилом, после чего принимают холодный душ или обливают друг друга водой из амфор.
Рисунки на вазах последней трети VI - первой половины V века до н. э. знакомят нас и с основными видами состязаний, которые входили в программу древних Олимпийских игр. В стремительном беге изображены на чернофи-гурных амфорах атлеты, о которых древнегреческий писатель Филострат говорил:
«Бегущий не смотрит на зрителей, он видит только награду; он никуда не оборачивается, пусть смеются над ним, пусть хвалят его или даже бросают в него камни; пусть расхищают его дом; пусть явятся вдруг дети, жена. Он ничего не увидит и не заметит. Его привлекает одно - добежать и получить награду».
На краснофигурной вазе, вышедшей из гончарной мастерской Брига, судья в длинном плаще наблюдает за движениями прыгуна. На состязаниях в Олимпии участники классического пятиборья прыгали в длину, но без разбега и при этом использовали бронзовые гантели. Перед прыжком атлет несколько раз размахивал гантелями и, оттолкнувшись от невысокого каменного порога, взлетал в воздух, а перед приземлением, прогибаясь, отбрасывал гантели назад, что, как полагали греки, увеличивало дальность прыжка.
Художники часто показывают на вазах метание диска и бросок копья, которые входили в пятиборье, одно из популярнейших состязаний древних Олимпийских игр. Всемирной известностью пользуется статуя Мирона, изображающая атлета с диском в момент перехода от размаха к броску, когда все тело юноши напряжено, и кажется, что через мгновение он распрямится, а брошенный сильной рукой бронзовый диск полетит на далекое расстояние. Талантливый афинский скульптор середины V века до н. э. сумел с удивительной точностью передать движение атлета и раскрыть в нем способность человека к активному, волевому, героическому действию.
Замечательная бронзовая статуя обнаженного борца, найденная вместе с парной ей фигурой при раскопках Геркуланума, представляет атлета в характерной позе, перед началом схватки. Поединок происходил в Олимпии на площадке, посыпанной толстым слоем песка. В отличие от современной борьбы древние атлеты боролись не на ковре, а стоя, и для победы нужно было бросить противника на песок трижды. Неизвестный скульптор изобразил борца с атлетически тренированной фигурой, сильными руками и цепкими пальцами, словно подстерегающим малейший просчет соперника. Сама поза борца передает напряженное ожидание и стремительную энергию юного атлета.
В изображениях кулачных бойцов художники подчеркивали массу тела, состоящего, кажется, из одних мускулов. В древнем кулачном бою не, было деления по весовым катеториям, на раунды или победы по очкам. Схватка шла до тех пор, пока один из соперников не повергал другого на землю. В рисунке на краснофигурном килике V века до н. э. хорошо заметны те кожаные ремни, которыми древние атлеты оплетали руки от локтя до кисти и перевивали пальцы вместо современной боксерской перчатки. На вазе представлены юноши с высоко поднятыми руками, которые обмениваются ударами. У них характерная для древних кулачных бойцов поза: левая рука устремлена к противнику на уровне его лица, а правая, согнутая в локте, готова нанести ему удар. Бойцы не стараются защищать грудь, так как в древности удары по корпусу считались непрофессиональными и, возможно, были вообще запрещены. Любопытной особенностью боя было право бойца, сбившего с ног соперника, наносить удары лежащему, если тот не признал своего поражения.
К числу самых интересных и наиболее зре лищных состязаний древних Олимпийских игр принадлежал панкратий, сцену которого изобразил на краснофигурном килике афинский вазописец начала V века до н. э. Участники этого вида атлетики, не знающего параллелей в современном спорте, выходили обнаженными на площадку, посыпанную песком, и стремились любым приемом сбить соперника с ног. Атлеты высокого роста, с длинными руками предпочитали приемы кулачного боя, коренастые использовали ловкие захваты и мгновенные броски. Победу в панкратий, который, по меткому выражению поэта Пиндара, требовал «силы льва и хитрости лисицы», одерживали, бросив противника наземь, как правило, с помощью болевого приема. Художник, запечатлевший схватку панкратиастов, подметил, как один из них сворачивает сопернику челюсть, что разрешалось правилами, тогда как другой применяет запрещенный прием - давит на глаз противника. Это видит судья и, взмахнув раздвоенной палкой, останавливает схватку.Проверкой выносливости и мужества будущих воинов служил бег в тяжелых доспехах на два стадия, что составляло около 400 метров. Одного из участников этого состязания изобразил на дне краснофигурного килика афинский художник начала V века до н. э.
Рисунки на вазах переносят нас и на ипподром древней Олимпии, где происходят конные состязания. Наездники, сидящие на породистых скакунах, без седла и стремян, проскакав половину дистанции, ловко прыгали с лошади и старались, не отставая от нее, добежать до финиша. Бывало, что резвый скакун сбрасывал всадника у поворотного столба, как видно на рисунке Сизифа. Позу наездника в этом состязании прекрасно передал греческий скульптор III века до н. э. в бронзовой статуе мальчика, найденной на дне моря, у маленького островка Антикифера. Он был представлен скачущим на лошади (фигура ее не сохранилась).
Гонка колесниц, один из эпизодов которой запечатлен на чернофигурной амфоре VI века до н. э., была самым опасным состязанием древних Олимпиад. Ее участники должны были пройти двенадцать кругов по ипподрому, что составляло дистанцию около 13 километров. Наибольшую сложность представляли повороты, где многое зависело от искусства возничего. Если колесница поворачивала слишком близко от столба, она могла врезаться в него. Нередко у поворотного столба сталкивались несколько колесниц, и возничие гибли. Победу в гонке присуждали не возничему, а хозяину упряжки, как правило, богатому и знатному рабовладельцу.
Торжественную церемонию награждения олимпионика - чемпиона древних Олимпийских игр мы видим на краснофигурной вазе VI века до н. э., где судья завязывает на голове атлета пурпурную повязку и вручает ему ветвь пальмы - «пальму первенства», знак победы на состязаниях. В последний, пятый, день атлет получал из рук главного элланодика оливковый венок, сплетенный из ветвей священного дерева, которое, по преданию, посадил Геракл и которое росло перед храмом Зевса Олимпийского.
Знакомясь со статуями олимпийских победителей и вазами, запечатлевшими их подвиги, мы еще лучше осознаем прекрасные и вдохновенные слова Пиндара:
«Нет более славной победы, чем победа на Олимпийских играх».
Б. РИВКИН
Античные состязания атлетов породили немало легенд. На самом деле великие олимпийцы ставили рекорды свыше человеческих возможностей или это людская молва сделала из них сверхлюдей? Современные исследователи сделали попытку сравнить достижения чемпионов нашего времени с легендарными результатами древних атлетов. Похоже, что если бы атлеты, жившие в эпоху Геракла, перенеслись бы к нам в мир на спорт арену, то он с легкостью уделали бы любого из своих потомков-чемпионов.
О победителях первых Олимпиад из официальных источников известно немного. Как указывали древнегреческие историки Полибий и Аристодам, имена их стали фиксировать только с 27-й Олимпиады. Первого известного нам олимпийцы звали Короибос (Кореб), он был поваром из Элиды. Другой прославленный атлет, чье имя дошло до наших дней, - «сильнейший из сильнейших» Милон из Кротона, который стал шестикратным чемпионом Олимпийских игр. В четырнадцать лет он был сильнейшим в борьбе среди парней до 20 лет. Потом на протяжении пяти олимпиад неизменно оставался лучшим среди взрослых.
Этот выдающийся силач античной Греции был еще многоразовым победителем на Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих других местных соревнований. О его исключительной физической силе ходили легенды. Говорили, что силач из Кротона обвязывал веревкой лоб и, задерживая дыхание, рвал ее венами, вздувшимися от напора крови. Овации восторженных зрителей приветствовали его появление на стадионе, когда могучий атлет появлялся с живым быком на плечах, которого потом убивал одним ударом кулака.
Упоминания о нем есть в трудах многих авторов того времени. Немалую роль в победе на Олимпийских соревнованиях играла уникальная техника атлетов. Таким являлся необыкновенно выносливый и подвижный боксер Мелэнком из Карии, который победил на Олимпийских играх в 49 г. н.э. В течение всего поединка он держал руки вытянутыми вперед, уходя, таким образом, от ударов противника. Вследствие такого подхода соперник быстро выдыхался и признавал свое поражение. Meланком прославился тем, что не ранил тяжело ни одного соперника в таком жестоком виде спорта. А про чемпиона Олимпийских игр в 460 до н.э, Ладаса из Аргоса ходили слухи, что якобы он умел так легко бегать, что от него не оставалось и следов. А его земляк Эгей, победивший в «длинном» беге, прославился тем, что, едва его объявили олимпийцем, он бегом отправился в родной Аргос, чтобы поскорее сообщить землякам радостную новость. Победил он утром, а прибежал под вечер. То есть расстояние более 110 км Эгей преодолел почти за 9 часов.
Еще один выдающийся бегун Древней Греции - Полимнестор из Милета, победитель в беге в 596 г. до н.э. Он тренировался, когда пас коз, чтобы развить нужную скорость. Древнегреческий бегун Астиал из Кротона вошел в историю Олимпийских игр как один из лучших игроков по количеству побед. Слава о нем гремела по всей Греции. Однако позже он совершил роковую ошибку, стоившую ему всего. На первых двух Олимпийских играх Астиал выступал за Кротон, а на последующих - за Сиракузы. Обидевшиеся земляки жестоко отплатили за невежество: установленный ему монумент повалили, а из дома его сделали тюрьму.
Величайший атлет Греции Леонидас с Родоса получил на четырех Олимпийских играх подряд 12 венков победителя. Восхищения достойны и античные копьеметатели. Тяжелое олимпийское копье делали из ели или ясеня, с трехгранными металлическими наконечниками с обоих концов. Секрет состоял в том, что к середине древка крепилась ременная петля. В петлю атлет перед броском вкладывал пальцы, которыми придавал копью вращение, благодаря чему оно летело быстрее и дальше. Сохранилось упоминание о том, что на одной из олимпиад греческий силач Флегий метнул диск через реку Алфей. Специалисты измеряли ширину реки, получилось около 50 метров. В наше время такой бросок сделал бы его мастером спорта международного класса. А ведь снаряды для метания у древних греков весили практически в два раза больше, чем современные.
Археологи, например, нашли камень с надписью: «Бибон поднял меня над головой одной рукой». Камень весит 143,5 кг, это очень много даже для двух рук, а для одной - тем более. Исследователи проверяли экспериментально, пытаясь сравнить достижения атлетов древности и современности, и выяснили, что вряд ли среди современных гребцов сегодня удалось бы найти пригодных для службы на военных кораблях античной Греции. Метаболизм спортсменов измерили портативными анализаторами, а затем рассчитали расход энергии. Выяснилось, что если бы древнегреческие гребцы оказались в настоящем времени, то каждый из них мог бы претендовать на звание чемпиона мира.
А что оставит наша цивилизация грядущим поколениям? Способны наши современники удивить выдающимися результатами, уникальными спортивными достижениями или сверхлюди остались в прошлом человечества?
Владимир ДергачевСтатуя Зевса Олимпийского (реконструкция)
В Древней Греции выделялись несколько крупных религиозных центров — Дельфы, Афины, Делос, Коринф, Эпидавр и Олимпия.
Среди этих святилищ Олимпия на Пелопоннесе стала знаменитой своим храмом со статуей Зевса (одно из чудес света античного мира), и местом проведения Олимпийских игр. Почему именно в Древней Греции возникла эта традиция?
Олимпия расположена в северо-западной части Пелопоннеса в долине между реками Алфей и её притоком Кладеон. Эта плодородная долина и сегодня сохранила природную красоту. Здесь испытываешь чувство безмятежности и отрешенности от повседневных забот.
Существуют разные версии основания Олимпийских игр. Но бесспорно, что они не случайно появились именно в Древней Греции. Древние греки совершили величайшее открытие всех времен и народов — впервые открыли человеческую душу и дух. И после этого открытия любопытный ум греков начал искать соотношение между телом и душой: «В здоровом теле здоровый дух». Даже советская идеология акцентировала внимание на соотношение души и тела, «чтобы тело и душа были молоды — закаляйся как сталь»
Традиционной датой первой Олимпиады считается 776 год до нашей эры. На время проведения Игр прекращались войны, и устанавливалось перемирие между греческими полисами.
6 - 5 века до нашей эры стали временем наибольшего расцвета Олимпийских игр. В Олимпии в честь выдающихся побед греков в войне с персами был сооружен Храм Зевса Олимпийского со статуей Зевса (на снимке). Это работа знаменитого древнегреческого скульптура Фидия, автора скульптуры Афины-Девы, установленной в Парфеноне в Афинах («Деву» можно увидеть ).
Олимпийские игры, проводимые в честь бога Зевса, постепенно теряли религиозный характер и с угасанием «золотого века» трансформировались в чисто спортивные соревнования, иногда с подкупом судей и коррупцией.
Древний Олимпийский стадион
по нынешним меркам имел скромные размеры (беговая дорожка 192 метра и ширина 10 метров).
http://www.dalianidis.ru/wp-content/uploads/2010/06/olympic_stadion11.jpg
Вход на стадион в Олимпии
Фотография из Интернета
Последний (уже не языческий, а христианский) император Римской империи Феодосий запретил проведение олимпийских игр в 394 году. Тысячелетняя традиция была прервана, а в 426 году по приказу Византийского императора храм Зевса Олимпийского был разрушен. Природная стихия (землетрясения 522 и 551 гг., катастрофический разлив реки) окончательно разрушили Олимпию. Руины были погребены под слоем речного ила и песка. Только в 70-е годы 19 века благодаря немецким археологам начались раскопки, и Олимпия была вновь открыта.
Олимпия была одним из самых прославленных святилищ Эллады, но не только религиозным, но и культурным и спортивным центром. Здесь олимпийский оракул давал грекам советы, в храме Зевса хранились важные государственные исторические документы. В Олимпии сооружались великолепные памятники искусства, воспевавшие легендарных героев и идеалы древних греков.
Олимпийские игры стали гимном золотой эпохи Древней Греции, когда сформировался идеал свободной личности, а красота тела атлета сочеталась с нравственностью, мужеством воина и доблести гражданина. Раз в четыре года лучшие атлеты (чистокровные эллины) стекались в Олимпию, чтобы помериться в силе и мужестве. На три месяца объявлялось священное перемирие для всех греческих полисов. Несмотря н торжество греческой демократии вход замужних женщин на Игры был запрещен. Вдруг им понравиться молодой атлет.
Олимпийские игры были величайшим национальным праздником для греков. Во время соревнований совершались торговые сделки, поэты и художники знакомили публику со своими произведениями. Слуги народа (депутаты) от разных греческих полисов соперничали друг с другом в обилии подношений для поддержания чести своего города. Победители соревнований награждались венком из дикой оливы и пальмовой ветвью. Греческие полисы своему олимпийскому чемпионы предоставляли льготы и привилегии, вручали денежную премию.
Олимпийские игры были возрождены в 1896 году благодаря французскому общественному деятелю Пьеру де Кубертену. Олимпийские игры (летние и зимние) проходили в США 8 раз, во Франции — 5 раз, в Великобритании, Германии, Японии, Италии и Канаде по 3 раза. Дважды проводились в Греции и Австралии летние игры и в Австрии, а Швейцарии и Норвегии - зимние игры. Для проведения Игр необходимы существенные финансовые ресурсы, поэтом не удивительно лидерство США, для зимних игр требовались и соответствующие климатические условия.
Российская империя впервые участвовала в Олимпийских играх в 1900 году, которые совместили с Всемирной выставкой в Париже. Советский Союз начал участвовать в летних Играх с 1952 года и в зимних с 1956 года. В 1980 году летние Олимпийские игры прошли впервые в СССР, они бойкотировались по политическим причинам Западом. В феврале 2014 года зимние Игры впервые пройдут в России, которые так же частично бойкотируются уже по половому признаку из-за нежелания Москвой признать однополые браки.
Из тридцати проведенных летних Олимпийский игр американская команда побеждала 16 раз, 6 раз лидерами становилась команда СССР. Учитывая, что Советский Союз принимал участие в Играх с 1952 года до распада, в этот период по числу побед лидировала советская сверхдержава.
Из 21 зимних Игр по семь раз лидировали Норвегия и Советский Союз (с 1956 года). В 2008 году впервые на летних играх в Пекине победу одержала китайская команда, а в 2012 году вновь лидировали США.
Команда демократической России еще ни разу не была абсолютным лидером, в 1996 и 2000 гг. занимала второе место на летних Играх, а в 2004 и 2008 гг. — третье место, на зимних Играх 1998 года — третье место. В 1992 году победила Объединённая команда СНГ.
Штаб-квартира Олимпийского комитета находится в Лозанне (