Виды современных танцев: хореография на любой вкус. Что такое хореография? Значение слова, происхождение Что такое хореографическое искусство

Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Армении, Греции, Риме и других странах. Однако, применительно к танцевальным представлениям прошлого термин «балет» не употреблялся.

Слово «хореография» появилось около 1700 года как название для появлявшихся тогда систем стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом.

О границах понятия

В соответствии с общеевропейским пониманием в настоящей энциклопедии хореография рассматривается как совокупность двух областей - искусства балета и искусства танца .

Балет и виды сценического танца

5.Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

6.Палеохореография (Paleochoreography)- - зафиксированная на камне или других носителях пластика обрядов и ритуалов этносов.

7.Балетоведение - наука, изучающая историю и теорию балетного искусства, опираясь на методологию истории и литературоведения; отделом б. является балетная критика.

Образование в области хореографии

В соответствии с пониманием хореографии, как совокупности искусства балета и искусства танца образование в области хореографии понимается, как совокупность образования в области балета и в области танца.

Периоды формирования системы балетного образования в России

первый (1710-1756 гг.) - период начала подготовки танцовщиков в России на базе Танцевальной Ея Императорского Величества школы в Санкт-Петербурге, ориентированной на ремесленное обучение (техническое обучение танцу);

второй (1756-1829 гг.) - период интегрированного обучения всем видам искусства (балету, драме, музыке, живописи) с дальнейшей специализацией на основе анализа достигнутых успехов; в этот период в 1773 году открылись танцевальные классы при Московском воспитательном доме, ставшие основой Московского театрального училище (ныне - Московской государственной академии хореографии);

третий (1829-1917 гг.) - период организационного и учебно-методического оформления балетного образования, основная направленность которого заключалась в обеспечении профессиональной подготовки артиста балета, предполагавшего сокращение содержания и объема общеобразовательной подготовки;

четвертый (1917-1991 гг.) - период поиска интеграции профессиональной и общеобразовательной подготовки, включающей в себя несколько уровней и видов образования: основное общее, среднее, профессиональное образование в области балетного искусства.

Модели организации подготовки артистов балета

в течение указанных периодов в Танцевальной Ея Императорского Величества школе - Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой были опробованы следующие модели:

1.модель узко-профессиональной подготовки - обучение исключительно танцу (1738-1756 гг.);

2.модель учебного заведения, ориентированного на подготовку театральных специалистов разных видов (разработана А. Казасси) (1756-1829 гг.);

3.модель театрального учебного заведения, близкого к среднему учебному заведению - городскому училищу (1829-1917 гг.);

4.модель среднего специального учебного заведения (техникума-училища) (1917-1991 гг.);

5.модель нового не типового учебного заведения, ориентированного на подготовку артистов балета и сочетающего в себе нескольких уровней и видов образования: основное общее, среднее и высшее профессиональное образование в области балетного искусства, как учреждения отражающего культурно-исторические и образовательные традиции России (начало ХХI в.).

Особенности балетного учебного заведения

учебное заведение, ведущее подготовку артистов балета помимо типовых подразделений должно включать службы специального сопровождения: медицинскую часть, психологическую службу, интернат для иногородних учащихся, отдел сценической практики, научный отдел, видеокласс, фонотеку, столовую, библиотеку.

Специфические особенности балетного образования в России

1.ранняя профессионализация, когда освоение профессиональной программы начинается в десятилетнем возрасте;

2.специальная конкурсная процедура приема, включавшая выявление специальных параметров (способностей) тела, освидетельствование медиками и принятие решения о приеме на основании предшествующих заключений;

3.наличие конкурсной процедуры промежуточной аттестации, по итогам которой учащиеся, не готовые к продолжению специальной балетной подготовки, исключаются не только на основании результатов освоения профессиональной программы, но и по телесным (физическим) параметрам; обязательная ориентация профессиональной подготовки на требования работодателей - театров оперы и балета;

4.конфликтность целей общего и профессионального образования; противоречие между традиционной системой подготовки специалистов балета и государственной системой профессионального и общего образования;

5.высшее образование в области балетного искусства предполагает обязательное требование к наличию профессионального образования по специальности «Хореографическое искусство», квалификации «Артист балета» и определенного стажа работы в балетной труппе.

Сравнение отечественной подготовки артистов балета с западными аналогами показывает, что ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования.

Образование в области искусства танца

Целенаправленный процесс воспитания и обучения в области танцевального искусства (не балета) в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней

Государственные образовательные стандарты в области хореографии

Перечни специальностей СПО 1990-х годов восходят к принципам типовых учебных планов советского времени. В области хореографии с середины 1990-х закрепилась одна специальность Хореографическое искусство с квалификациями артист балета и артист ансамбля народного танца. Подготовка по данной специальности ведется на основе двух образовательных стандартов: базового (2000 г.) и повышенного (2004 г.) уровней. В стандарте повышенного уровня квалификация артист ансамбля народного танца названа - «артист ансамбля». Произошедшие в последние годы сдвиги в системе образования нашли отражение в новом Перечне специальностей среднего профессионального образования, первоначально обсуждавшемся на совещании «Развитие системы среднего профессионального образования в области культуры и искусства в контексте модернизации Российского образования» 12-13 октября 2007 года в Москве и затем утвержденном приказом Минобрнауки России. Ключевым отличием данного проекта от Перечней прошлых лет является разведение некогда единой специальности Хореографическое искусство на две специальности: Шифр Наименование Код Квалификация (степень) 070302 Искусство балета 51 артист балета

52 артист балета, преподаватель

070304 Искусство танца (по видам: народный, спортивный бальный, эстрадный, современный (модерн)) 51 артист танца

52 артист танца, преподаватель. Руководитель творческого коллектива (вариативная часть)

См. также

Ссылки

  • Образцовый Хореографический Ансамбль «Волшебная страна»
  • Страница Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области хореографического искусства на сайте Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Хореография" в других словарях:

    Хореография … Орфографический словарь-справочник

    хореография - и, ж., ХОРЕГРАФИЯ и, ж. chorégraphie f. Танцевальное искусство. БАС 1. Хороописание, или искусство описывать танцы помощию различных знаков. 1790. Танц. сл. 114. Хореграфия или Кореграфия. Искусство.. изображать на бумаге танцевальные шаги (па) … Исторический словарь галлицизмов русского языка

от греч. choreia - пляска и grapho - пишу) - в совр. значении (утвердилось с конца XIX в.) - танцевальное искусство в целом. (Первоначально - запись танцев, затем - иск-во соч. танцев.) Применимо и к фольклорному иск-ву, и к профессиональному. В фольклоре под X. понимается все, что связано с движением, ритмически организованным и поэтически осмысленным- В профессиональном ис-кусстве термин «X.» употребляется: 1) для обозначения комплекса музыки и танца; 2) как синоним «танца», когда из этого комплекса вычленяется собственно движенческое начало. Основу X. составляют движения, как правило соотнесенные с музыкой. В отдельных случаях музыка может отсутствовать; иногда ее заменяют ритмические выстукивания ногами либо ударные инструменты (напр., кастаньеты). Движения в X. могут носить изобразительный характер (подражание повадкам зверей и птиц, нек-рым реальным жизненным процессам), но чаще они условны, обобщенны, имеют поэтически-образный смысл, служат выявлению внутреннего состояния и душевного мира человека. X.- пространственно-временное иск-во, что роднит его, с одной стороны, с изобразительным искусством, а с др.- с музыкой: отбор поз и движений согласуется со скульптурной выразительностью танца; расположение танцующих в пространстве нередко подчиняется закономерностям орнаментальным и графическим. Одной из важнейших проблем для X. является связь с музыкой, нередко диктующей ритм. динамические оттенки, др. характеристики движениям, а иногда ориентирующейся на особенности самих движений. Но движения могут иметь и собственный ритм, отличный от музыкального, совпадающий с ним лишь в опорных точках. Тогда образуется контрапункт ритм а музыкального и движенческого, что особенно характерно для фольклорного танца, а также для X. новейшего времени. Народная и профессиональная X. может включать также элементы действия, сближаясь тем самым с театрально-зрелищными иск-вами (Балет). Как вид искусства X. восходит к давним историческим эпохам, имеет ритуальные и обрядовые корни, сопровождала человека в важные моменты его жизни - при подготовке и после завершения охоты, военных действий, во время семейных и общинных празднеств и т. д. Связь X. с трудовыми процессами, религией и бытом была длительной и прочной, находя конкретное воплощение в зрелищах Древн. Китая и Индии, древнегреч. дио-нисийских играх, масленичных играх. В процессе развития X. все отчетливее выявляет особенности национального характера и образа жизни, а -также этический и эстетический.идеал определенного народа и эпохи. Утрачивая непосредственную связь с обрядом и трудом, X. в конце концов обособилась в самостоятельный вид худож. творчества. Профессиональное танцевальное иск-во было известно уже в античности. В XVI-XVIII вв. шел процесс формирования балета, в к-ром X. составляет осн. часть спектакля. Профессиональная X., развивавшая нек-рые элементы и движения, почерпнутые в народном танце, в дальнейшем постоянно сохраняла связь с фольклором. Уже в XX в. появились новые формы взаимодействия профессионального и фольклорного хореографического иск-ва - такие, как самодеятельные коллективы с соответствующим репертуаром, ансамбли песни и пляски, фольклорные коллективы (Художественная самодеятельность. Самодеятельное искусство).

Современный танец состоит из огромного количества видов и подвидов танцевальных течений, поэтому считается самым обширным разделом в хореографическом искусстве.

В него входят такие виды танцев как бальный, джаз, модерн, contemporary и другие чуточку менее популярные виды современного танца. Каждое направление имеет свои особенности, что делает современный танец богатым и ярким направлением в хореографии.

Виды современных танцев: джаз-танец

Не смотря на своё название современный танец не так уж молод по сравнению с другими видами танцевального искусства. Например, джаз-танец представляет собой самый «зрелый» подраздел данного направления, так как своё начало он берёт в конце 19 века.

Джаз-танец имеет свои течения, которые отличаются как танцевальными приёмами, так и манерой исполнения. Это степ, фанк, соул, бродвей-джаз, классический джаз, афро-джаз, стрит, фристайл и многие другие виды.

Самым молодым направлением джаз-танца является соул . Его отличительной чертой можно считать большое количество различных движений на единицу темпа, которые выполняются с максимальным растягиванием во времени.

Однако самым ярким видом современного танца является флэш-джаз , который поражает сложностью танцевальных трюков, виртуозностью и большим количеством танцевальных приёмов, что делает его схожим с .

Джаз-танец, особенно стрит-джаз, сыграл важную роль в развитии современного хореографического искусства и стал прародителем танцев-однодневок и молодежных танцевальных направлений, таких как буги-вуги, брейк, рэп, хаус. Вы, наверное, заметили, что названия танцев совпадают с распространёнными .

Виды современных танцев: бальный танец

Бальный танец сегодня – самостоятельный вид спортивного искусства, который был образован от смешения историко-бытового, джаз-танца, а так же социальных танцев-однодневок. В современном танцевальном мире бальный танец включает в себя латиноамериканскую и европейскую программы.

К латиноамериканской программе относятся такие танцы, как:

  • Ча-ча-ча
  • Самба
  • Румба
  • Пасодобль
  • Джайв

Исполнители европейской программы танцуют:

  • Медленный вальс.
  • Венский вальс.
  • Медленный фокстрот.
  • Квикстеп.
  • Танго.

Данные виды современных танцев предполагают собой красивое движение не только тела, но и лица. Это предает бальным танцам еще большую выразительность и живость.

************************************************************************

Виды современных танцев: модерн

Особенностью этого вида современного танца является философский подход к движению и отказ от канонов классического танца. Данному виду танца свойственно взаимоотношения движений танцовщика и ритмообразующие основы, а так же поиск второго, третьего плана музыкального сопровождения.

************************************************************************

Виды современных танцев: contemporary dance

Важным моментом в данном современном направлении хореографического искусства является связь внутреннего эмоционального состояния танцора c самой формой танца. Сontemporary dance предполагает собой максимальное использование внутренних ресурсов с помощью различных техник, таких как танцевальная и контактная импровизация, релиз.

************************************************************************

Многие виды современных танцев, впрочем, равно как и , пользуются огромной популярностью, как среди молодежи, так и среди людей зрелого возраста. Это и не удивительно, ведь красота виртуозности исполнения джаз-танцев, душевность и гармоничность медленного вальса и передача состояния и настроения в contemporary dance не только сильно впечатляет, но и заставляет задуматься о масштабах данного направления в хореографическом искусстве.

Многие из нас догадываются, что искусство хореографии – это нечто большее, чем просто танец. Если вы задумывались о том, как появилась хореография, то найдете ответ на вопрос в данной статье. Термин «хореография» имеет греческое происхождение, если перевести его на наш язык, то этот термин состоит из двух слов – «танец» и «записывать». Изначально под хореографией подразумевали запись танца, позднее хореографией стали называть искусство сочинения танца.

С начала ХХ века и по сей день хореографией именуют искусства танца в целом. Во все времена воспитание человека было немыслимо без танцев, умение правильно танцевать - это неотъемлемая часть культурного становления личности. К примеру, в Древней Руси каждый праздник или торжественное застолье сопровождалось плясками.

Умение красиво танцевать говорит о правильном физическом развитии человека, это возможность продемонстрировать красоту своего тела. Во время танца мышечная система подвергается характерным нагрузкам, их интенсивность может быть разной – от легкой разминки до полноценной тренировки.

Тело человека, который регулярно танцует, будет гибким, не взирая на возраст.

Такого человека легко узнать в толпе по правильной культуре движения – гармоничная фигура, красивая походка, статная осанка.

Доподлинно известно, что хореография не является исключительно физической культурой, она так же успешно воздействует на психику. Тренировки по любому танцевальному направлению избавляют от стресса, приносят необходимое расслабление от постоянных эмоциональных нагрузок.

Какой бывает хореография?

На данной стадии своего развития искусство хореографии делится на три вида:

  • Народная хореография;
  • Бальная хореография;
  • Профессиональная классическая хореография, включает в себя классический балет.

Народная хореография

Это яркие танцы, своим колоритом они заряжают всех зрителей, а исполнителям приносят великолепную физическую подготовку. Народная хореография – это не только танцы, она охватывает культуру народностей, сохраняет их традиции и обряды. Танцоры развивают в себя артистичность, способность выражать свои эмоции.

Классическая хореография

Сформирована из многовековых традиций, представляет собой особую систему выразительных средств. Профессиональные хореографы работают с одними и теми же классическими танцами, но при этом каждый из них имеет свой собственный характерный стиль, хореографический почерк. Отдельно следует рассмотреть классический балет, так как данное направление является базой для каждой из танцевальных разновидностей. Классический балет – это очень красиво, он не утратил своей популярности на протяжении долгих лет.

Бальная хореография

Если провести линию между народными танцами и классическим балетом, то бальные танцы будут расположены строго посередине, они являются переходом от одного вида хореографии к другому. На сегодняшний день бальные танцы являются самым актуальным и востребованным направлением.

Значимость танцев

Искусство танца приносит виртуозное умение управлять своим телом, правильные и красивые в своей естественности движения. В процессе танца человек может продемонстрировать не только физические данные, но и вкусы, черты характера и темперамент. В процессе танца люди не только раскрываются, они преображаются. Многие неоднократно наблюдали, как скучающая компания становится веселой и непосредственной, стоит лишь начать танцевать. Когда человек танцует, он открывает себя для окружающего мира и присутствующих в нем людей, он верит в свои силы и становится ближе к тем, кто танцует рядом с ним. Ощутить эти прелести и начать получать истинное удовольствие от танцев может каждый, мир хореографии открыт и доступен для каждого.

Классическая хореография - это основа, на которой держится все танцевальное искусство. Познав все его тонкости, вы сможете овладеть любым жанром, который вам по душе.

Как появилась классическая хореография?

Танец - это одно из древнейших искусств. С незапамятных времен посредством движений тела люди выражали свои эмоции, переживания и даже общались с высшими силами.

Стоит ли говорить, что каждая из многочисленных народностей, населяющих планету, имеет свои специфические танцы, особенности которых связаны с культурными, социальными и бытовыми традициями.

Классическая хореография вобрала в себя самые красивые, изящные и гармоничные движения, которые существовали в танцевальных культурах разных народов.

Предшественниками современных хореографов были танцмейстеры , которые служили при королевском дворе. Именно они разработали те единые стандарты (своего рода "танцевальный этикет"), которыми мы руководствуемся и сегодня.

Классическая хореография включает:

  • работу у станка,
  • физическую подготовку мышц,
  • растяжку,
  • упражнения на координацию движений
  • выносливость.

Занятия классической хореографией с ранних лет не только способствуют гармоничному физическому развитию ребенка, тренировке вестибулярного аппарата, формированию правильной, грациозной осанки, но и воспитывает в ребенке дисциплинированность и трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели и стремление к совершенству.

Классическая хореография - это кропотливая работа, направленная на совершенствование ловкости, гибкости, силы и выносливости.

Основные понятия

Классическая хореография для взрослых и детей складывается из одних и тех же элементов, но сложность и техника исполнения будут существенно отличаться. Тем не менее, основные понятия и требования остаются неизменными.

Первым и самым главным условием является хорошая выворотность .

Это способность разворачивать наружу бедренный сустав, что позволяет ноге и стопе, в частности, принимать основные позиции. Даже если данное свойство не дано человеку от рождения, его вполне возможно выработать путем регулярных и усердных занятий.

Поза - это статичная фигура, которая определяется положением корпуса, конечностей и головы танцора. В зависимости от положения относительно зрительного зала, позы могут быть открытыми или закрытыми.

К основным относят круазе (croisee), эфасе (effacee), экарте (ecartee) и арабески (arabesques).

Позиции - это основные положения конечностей. Если речь идет о стопах, то они, непременно, должны находиться на полу. Именно позиции определяют правильное положение тела, дарят ему грацию, а танцу - выразительность.

Позиции ног

Школа классической хореографии, зачастую, начинается с развития выворотности, которая позволяет ногам принимать основные позиции.

Их выделяют шесть:

Первая позиция - ступни соприкасаются пятками и развернуты наружу, образуя на полу прямую линию (или угол 180 градусов);
вторая позиция является производной от первой (ноги образуют все ту же прямую линию, но между ними образуется расстояние, равное размеру одной ступни);
третья позиция - пятка одной ступни прижата к середине другой (при этом. ноги, по прежнему, образуют угол 180 градусов);
четвертая позиция - выворотные ноги расположены параллельно друг другу на расстоянии равном длине одной ступни;
пятая позиция - ступни плотно прижаты друг к другу, при этом носки и пятки закрывают друг друга.
шестая позиция - ступни расположены параллельно друг другу и перпендикулярно положению тела.

Позиции рук

Плавные движения рук придают танцу красоту, нежность и выразительность Тем не менее, чтобы добиться результата, важно знать их основные позиции, а именно:

  • подготовительная позиция - руки опущены вниз, локти и кисти округлены;
  • первая позиция - из подготовительной следует поднять руки, зафиксировав их перед собой на уровне диафрагмы;
  • вторая позиция - из первой позиции следует развести руки в стороны (при этом, локоть и кисти не должны провисать, а должно оставаться легкое округление);
  • третья позиция - из первой руки поднимают над головой.

Основные группы движений

Достаточно сложной наукой является хореография. Классический танец требует не только физических навыков, но также теоретических знаний.

Так, выделяют следующие основные группы движений;

  • плие (plier) - сгибание ног в коленях;
  • этандр (etendre) - вытягивание корпуса и конечностей;
  • релеве (relever) - подъем на полупальцы;
  • глиссе (glisser) - плавное скольжение стопы по полу;
  • соте (sauter) - прыжки;
  • элансе (elancer) - бросок ноги;
  • турне (tourner) - поворот вокруг себя.

Экзерсис у станка

Театр классической хореографии начинается с экзерсиса у специального балетного станка. Это комплекс упражнений, направленный на развитие опорно-двигательного аппарата.

Именно с экзерсиса начинает свое занятие любой танцор.

Комплекс включает в себя следующие основные упражнения:

Plie (плие) - плавное приседание во всех известных позициях ног (может быть половинным и глубоким), направленное на разогрев мышц и связок.
Battement tendu (батман тандю) - скольжение носка по полу с напряжением всей ноги и вытягиванием подъема (разрабатывает ахилл и способствует общему развитию мышц).
Battement jete (батман жете) - невысокий бросок носка, сопровождающийся резким разрывом ног и напряжением в паховой области (развитие тазобедренного сустава и голеностопа).
Rond de jambe par terre (рон де жамб партер) - рабочая нога описывает круг по полу (данное упражнение способствует развитию выворотности, а также разогревает тазобедренный сустав).
о en dehors - движения направлены вперед по отношению к опорной ноге; о en dedans - носок "рисует" круг в обратную сторону;
Battement fondu (батман фондю) - плавно и пластично опорная нога опускается в положение "деми плие", а рабочая в это время сгибается в колене, прикасаясь носком к щиколотке (на подъеме колено опорной ноги вытягивается, а рабочая выпрямляется под углом 45 градусов).
Battement frappe (батман фроппе) - резкое, энергичное движение, в ходе которого рабочая нога "обнимает" стопой щиколотку опорной.
Battement pique (батман пике) - представляет собой резкий и невысокий отрыв ноги от пола (как будто, танцующий прикасается к горячей поверхности или же колючей иголке).
Battement releve lent (батман релеве лян) - это медленный подъем ноги на высоту не менее чем 90 градусов (положение стоит на несколько секунд зафиксировать, после чего вернуться в исходное).
Grand battement jete (гранд батман жете) - это упражнение можно считать усложненным вариантом батман жете, в ходе которого происходит резкий большой разрыв между ногами (при этом, рабочая должна подняться, как минимум, на 90 градусов).

Стоит отметить, что упражнения делаются так называемым крестом, в ходе которого нога поочередно двигается вперед, в сторону и назад.

При этом в самом начале обучения упражнения выполняются в элементарном базовом характере. Позже могут быть разучены более сложные комбинации, направленные на развитие пластичности и грации.

Пожалуй, чаще чем в любые другие секции, родители отдают своих чад в танцевальные кружки. И даже если в будущем ребенок не станет знаменитым артистом балета, эти занятия не пройдут для него даром. Польза для детей от хореографии следующая:

  • выработка правильной осанки, а также ее коррекция;
  • формирование мышечного корсета, который призван предохранять позвоночник от искривления;
  • развитие гибкости и физической выносливости:
  • профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
  • снижение массы тела и поддержание оптимального веса;
  • нормализация работы вестибулярного аппарата.

Помимо всего прочего, регулярные занятия хореографией помогают выработать красивую походку, естественную грацию и. конечно же. гармоничную фигуру (что важно как для девочек, так и для мальчиков).

Тем не менее, если имеются проблемы с сердечнососудистой системой, к тренировкам стоит относиться с осторожностью. В некоторых случаях они могут быть противопоказаны.

Это основа хореографии. Танец представляет собой плавную попеременную смену позиций с использованием указанных базовых движений.

Изучение элементов классического танца способствует более тонкому восприятию музыки, наполняет смыслом каждое движение танца, помогая создавать единый образ, передавать чувства в каждом движении тела.

Уроки по хореографии обогащают внутренний мир ребенка, прививает галантные манеры, формирует чувство вкуса. Классический танец всегда ассоциируется с благородством, изяществом и глубиной чувств.

Занятия классической хореографией являются базой для начинающих танцоров, а также неотъемлемой частью самосовершенствования профессионалов.

Путем многократного повторения основных движений оттачивается искусство правильной постановки рук, ног, корпуса и головы. Хореография позволяет мастерски овладеть «языком» тела, чтобы в танце точно передать состояние души.